Город Белая Церковь
В ящиках пылятся инструменты, которые еще недавно были подспорьем в доходном бизнесе. Несколько месяцев назад предприниматель Андрей Золотой закрыл цех по переоборудованию микроавтобусов: из-за кризиса резко сократилось число клиентов, да и в ГАИ Украины усложнили правила регистрации таких автомобилей. Партия, переделанная по заказу одного из украинских банков в передвижные офисы, так и не выехала на маршруты.
Сегодня Андрея и его партнера кормит цех по сбору мебели. Производство небольшое – в старом ангаре всего пара станков, работают четыре человека, месячный оборот - около 10 тысяч долларов. Берутся за любые заказы, считают каждую копейку: надо выплачивать кредиты, которые брали еще до кризиса.
К тому же курс гривны что ни день совершает новые скачки по отношению к доллару, нанося удар не только по цене на мебель (большинство материалов - импортные и закупаются за валюту), но и по возможностям покупателей.
"Доллар скаканул – тишина с клиентами. Только два-три дня прошло, люди начинают шевелиться, какие-то поступают заказы - опять доллар вниз-вверх – тишина, люди замирают", - рассказывает Андрей.
Город Бровары
Чем больше бизнес, тем больше проблемы. На трикотажном производстве Татьяны Абрамовой работают 50 человек. Еще до начала кризиса она решила расширить производство. Взяла в банке кредит на 80 тысяч евро и купила новые станки. Сейчас ведет переговоры о реструктуризации и снижении процентной ставки: платить по счетам становится все труднее, а получить новый кредит ни на погашение долгов, ни на расширение производства практически невозможно. "На сегодняшний день нет доступа к кредитам – процентные ставки достаточно высокие, чтобы вложить еще в производство", - констатирует Татьяна.
Дорогие кредиты - от 30% годовых - и непредсказуемость гривны - еще полбеды. Из-за кризиса в банковской системе Украины замороженными оказались практически все депозитные счета. В результате малый и средний бизнес лишился львиной доли своих оборотных средств.
Вячеслав Быковец, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, комментирует: "Очень много проблем у тех субъектов, которые имеют счета в проблемных банках. Сегодня их в Украине более десяти, среди них крупные. Возникли проблемы с перечислением платежей - платежей в бюджет, по контрактам".
Кабинет министров и глава правительственного комитета по предпринимательству Александра Кужель разводят руками: заставить банки разморозить счета они не могут. Ни Национальный, ни тем более коммерческие банки по законам Украины правительству не подчиняется.
Повлиять на ситуацию мог бы очередной транш МВФ. Однако условия, на которых Украине готовы дать деньги, лишают малый и средний бизнес серьезных экономических льгот. Вместе с льготами предприниматели Украины могут лишиться и последней надежды сохранить бизнес.
Сергей Прохоров, первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, уверен: "С точки зрения классической экономики это выглядит правильно: все должны работать в равных условиях, платить равные налоги, равную коммунальную нагрузку. Но они не учитывают того, что происходит на самом деле".
По системе льготного налогообложения на Украине сегодня работают почти три миллиона предпринимателей. И эти льготы – то немногое, что еще позволяет им бороться за выживание в условиях кризиса.
Вот уже полгода Украина живет в условиях углубляющегося экономического кризиса, и все эти полгода предприниматели ждут от украинской власти системной программы поддержки мелкого и среднего бизнеса. Но концепция до сих пор в стадии обсуждения, и, вполне возможно, на этой стадии так и останется. Ведь через два месяца на Украине стартует новая президентская кампания, а значит, политикам опять будет не до экономики.
Кирилл Вышинский (vesti.ru)