Напомним, налоговый кодекс повысил сбор на моторные бензины и солярку более чем на треть. И отменил транспортный сбор при прохождении техосмотра, который уходил на ремонт дорог. Логика власти проста: кто больше ездит, тот больше платит. В результате, бензин подорожал на 50 копеек, солярка - на 15. Последствия превращения сбора в акциз, между тем, оказались гораздо шире, чем только ценовой скачок, уверен Геннадий Вивденко.
Например, завершение рабочего дня в столице. В это время обычно в районе моста метро - автомобили стоят в пробках. Сейчас же, напротив, машины едут свободно. Эти данные из созвездий запруженных улиц через специальные программы в мобильных телефонах водителей приходят к Василине Вдовиной. Она менеджер поисковой интернет-системы, и ее работа, образно говоря, считать пробки, автомобильные. Потом на экране монитора все желающие видят: красный цвет - означает пробку, желтый - тянучку, зеленый - путь свободен. Вот этот светофор за спиной Василины тоже подключен к системе и дает оценку усредненной картины на столичных автодорогах.
Василина Вдовина, менеджер по маркетингу поисковой интернет-системы: Загруженность января-февраля стала меньше, чем в декабре и осени прошлого года, если мы посмотрим на график, который показывает загруженность дорог Киева в течении обычного рабочего дня. Загруженность января-февраля - это красная линия стала на 40% меньше чем загруженность аналогичного дня в сентябре. Количество пробок уменьшилось также и в часы пик».
У Василия Кузьмича свое виденье причин освобождения Киева от пробок. Сегодня он впервые за полтора месяца выехал на дорогу. Цены на дизтопливо для его железного коня резко поднялись после повышения акциза, который заменил транспортный сбор. Частые поездки стали не по карману. Приходится забыть про обожаемую им рыбалку. Но самое сложное то, что без машины Василию Кузьмичу действительно никак не обойтись.
Василий Марченко, автолюбитель: Это мои ноги, вы ж видите, я без нее - никуда, никуда. Я, ну элементарщина, на ту сторону проспекта, я должен поехать в поликлинику, я на коляске не доеду. Это жест око, я считаю. Мы, инвалиды, не можем без машины, без 4 колес, не буду ж я все время сидеть в квартире». Василий Кузьмич пережил тяжелую травму позвоночника еще в ранней молодости. От транспортного сбора он был освобожден, как инвалид. Другие же водители - за двигатель объемом в 1900 кубических сантиметров платили 190 гривен в год.
С принятием налогового кодекса вместо транспортного сбора владельцы автомобилей должны платить акциз, спрятанный» в цене горючего. По словам аналитиков, он составляет 15 копеек в литре. Раньше, говорит Василий Кузьмич, в месяц сжигал до 200 литров топлива. Это значит, что акциз составляет 360 гривен. Но Василий Кузьмич пока не платит ничего. С начала года он не купил ни литра горючего. Итак, транспортный сбор уже более месяца как превратился в повышенный акциз. На автозаправочных станциях продавцы жалуются, что исчез едва ли не каждый третий покупатель. Тем же, кому без топлива нельзя никак, в свою очередь, грозятся поучаствовать в ценовой гонке.
В преддверии посевной кампании с новым транспортным налогом столкнулись и фермеры. От сбора они раньше были освобождены. Теперь же аграрий Станислав Рипка возмущается: почему нужно платить за ремонт автодорог, если тракторы и комбайны ездят в поле? Говорит, вот в США тоже акциз заложен в цене топлива, но фермеры его не платят. Станислав Рипка, директор ЧСП Деркул» (Станично-Луганский район): У них для сельского хозяйства топливо отпускается по более низким ценам, желтого цвета. А для автомобилей, для которых вложен в топливо транспортный налог, то топливо синего цвета. И, соответственно, на стоимость сельхозпродукции снижается стоимость транспортного налога». Фермер грозится повысить цены на свою продукцию на 20%, чтобы компенсировать затраты на новый акциз. Те же настроения у водителей маршрутных такси в Черновцах. Они тоже были освобождены от транспортного сбора. Теперь же водитель Иван Василенко сетует: запчасти не на что купить. Иван Василенко, водитель маршрутки: Наша виручка в середньому десь 750. А ми заправляємся - 700-750. І за 2 зміни, представте, що ми, практично заправляємося, а на запчастини, на зарплату нам дуже мало остається. Зараз працювати, це тільки в убиток собі працюєм».
Транспортники обращаются к местным властям с просьбой разрешить им повысить цены на проезд на 50-70 копеек. А у тех свое горе - часть канувшего в лету транспортного сбора попадала в городской бюджет - на ремонт автодорог. В прошлом году эта сумма составила 17 миллионов гривен. Сейчас же город оставляет себе лишь транспортный сбор за регистрацию новых автомобилей.
Мэр Броваров о потере транспортного сбора, напротив, особо не жалеет. Небольшой городок мог рассчитывать где-то на 2,5 миллиона гривен. Хотя на капитальный ремонт, к примеру, улицы Киевской нужно 90 миллионов. А ведь она является частью главной магистрали Украины - из столицы на север страны. И местным властям таких денег не собрать. Вся надежда - на Укравтодор, который должен воспользоваться поступлениями от нового акцизного сбора. Игорь Сапожко, городской голова Броваров: Ямковий ремонт є неефективний, кожний з водіїв бачить, що в одному і тому ж місці ми робимо поточні вкладенні на дороги, а якщо це буде капітальний ремонт дороги (на дорогу виділяється певний розмір коштів), і ця дорога не буде ремонтуватися 5-10 років».
Кардинальное обновление дорожной инфраструктуры - именно такая мотивация была у правительства и парламента, когда те решали повысить акциз. Так, закон, действующий в США и странах Евросоюза, начал работать и в Украине. Только о последствиях этой реформы, говорят автолюбители, не подумали. А решение, например, касательно инвалидов за рубежом давно найдено.
Василий Марченко, автолюбитель: Целенаправленно на каждого инвалида, у которого есть автомобиль с прошедшим техосмотром, на его личный счет присылали энное количество денежек. Ну, хоть раз в неделю инвалид должен выехать с квартиры.
Официальных данных о поступлении сборов от нового акциза пока нет. Зато в ходу у водителей есть новый анекдот: На дорогах стало тише - слышно, как растут цены на заправках».