Вместо частного особняка многоквартирный дом. По такой схеме стали зарабатывать недобросовестные застройщики. Люди, купившие квартиры в подобных новостроях, оказываются практически бесправными. Документы на свою собственность они получить не могут, а спросить за холодные батареи или отсутствие воды им не с кого. В ситуации разбиралась Ирина Юсупова.
Минусовая температура, лопнувшие батареи и отклеившиеся обои. Новоселье семья Крокос отпраздновала осенью прошлого года. Но с первыми морозами пришлось паковать чемоданы и перебираться на съемную квартиру.
Мария Крокос:
— У нас дитині 2 роки і півтора місяці, як жить. Я раз заболіла, приходила оцей обогреватєль уключала, другий раз заболіла.
Тихое место, вокруг лес, до Киева всего 10 минут езды. Квартиры в новострое продавались по шесть тысяч гривен за квадратный метр. Предложение казалось заманчивым. Хотя то, что в доме явные проблемы с канализацией, отоплением и электроснабжением понятно было сразу.
Юрий Крокос:
— Когда люди приходят с работы, то напряжение в сети не больше 130 вольт, вода подается по часам, расписание висит внизу, горячая вода идет с бойлера.
Впрочем, пожаловаться на коммунальщиков люди не могут. Де-юре их квартиры попросту не существует. Ведь все разрешения застройщика оформлены на строительство индивидуального коттеджа.
Хозяина «броварской рукавички» архитектурно-строительная инспекция уже штрафовала. Сейчас право собственности, поскольку все нормы нарушены, даже ему оформить не реально. Не говоря уже о тех, кто в этом доме купил квартиры.
Андрей Лизогуб, начальник инспекции ГАСК в Киевской обл.:
— Если у самого застройщика право на власнисть отсутствует, те распоряжаться этой недвижимостью он не может естественно передать это каким-то третьим лицам он не в состоянии это противозаконно.
Все, что сейчас есть у жильцов — предварительные договоры купли-продажи. И бесконечные обещания застройщика привести документы в порядок.
Ирина Юсупова, корреспондент:
— Это еще один дом, который тот же застройщик возводит всего в ста метрах, здесь четыре этажа и на каждом, по сути, может разместиться также по шесть квартир.
Коттеджи, которые превращаются в многоквартирные дома, в последнее время стали расти как грибы после дождя. Чтобы не попасть впросак, юристы советуют в первую очередь проверять документы на ввод дома в эксплуатацию.
Елена Зубченко, юрист:
— До того моменту, поки будинок не введено в эксплуатацію, його не існує, це так — цегла, купа цементу, а самого об’єкту немає.
Если квартира уже куплена, стать полноценным собственником не поможет даже суд. В лучшем случае удастся вернуть деньги.
Ирина Юсупова, Евгений Сакун, Никита Исайко, Подробности, Телеканал «Интер».