Броварчанин Василий Лищинский: "Купил ядра - и стал толкать, не зная ни техники, ни правил"

2008-09-28, 20:09

В 1996-м он стал первым украинским чемпионом Паралимпиады. А из Пекина привез "золото", которое выиграл в диске, и "бронзу", толкание ядра. Хотя перед последним стартом температура подскочила до 39,5
У паралимпийской медали одно отличие от олимпийской: "Beijing 2008" написано шрифтом Брайля. Фото И. Гони
У паралимпийской медали одно отличие от олимпийской: "Beijing 2008" написано шрифтом Брайля. Фото И. Гони

C чемпионом Пекинской паралимпиады Василием Лищинским мы приехали в киевский интернат для детей с проблемами зрения, в котором учится его дочь Женя. Учителя, которые оставались в интернате в вечерние часы, наперебой поздравляли Лищинского, спрашивали, когда можно будет сделать торжественную встречу папы-чемпиона с воспитанниками интерната. Договорились на октябрь: до этого у паралимпийцев еще запланированы официальные мероприятия.

Сам Лищинский последние пять лет живет в Броварах, после переезда из Артемовска. "Тогда дочке было всего три года, поэтому сам переезд она и не заметила, — рассказывает чемпион. — Квартиру нам снимают, говорят, что уже скоро выделят отдельную двухкомнатную в Броварах. Надеюсь, что дождемся".

— Василий Викторович, ваша дочь также имеет проблемы со зрением — это наследственное?
— Да, у меня и папа, и бабушка тоже плохо видели. Вот, к сожалению, и Женечке передалось.

— По пути в интернат — транспорт, переходы — вы держались довольно уверенно, прохожим и в голову не придет, что вы плохо видите.
— С моими показателями по зрению я не могу ни писать, ни читать, не вижу лиц людей, но зато различаю, скажем, форму лица или прическу. Уже привык. А дочери нелегко, она вот только сейчас стала понимать, что папа тоже плохо видит. Бывает, зайдем в супермаркет, там все блестит, дочка спрашивает: "Папа, а что это?". А папа сам не видит, что это, и объяснить не может. Я ей не запрещаю взять что-то в руки, рассмотреть поближе. И потом мы уже проходим мимо, она видит цвет упаковки и говорит: "Вот, папа, там лежит то-то и то-то". Нам повезло — мы отличаемся от людей с такими же показателями зрения тем, что очень хорошо различаем цвета.

— Как в вашей жизни появился спорт?
— Я занимался в интернате для слабовидящих в Рубежном Луганской области и спорту никакого внимания не уделял. А в 1981 году пошел работать в УТОС (Украинское товарищеское общество слепых), поселился в общежитии. Понял, что мне скучно, — заняться-то нам после работы нечем. Бродил по городу, забрел как-то в спорттовары. Смотрю, ядра лежат. Ну и купил. Встал перед общежитием и стал его толкать, причем не знал ни техники, ни правил, просто надо было куда-то энергию свою девать. Дотолкался до того, что меня заметили и пригласили на республиканские соревнования, которые проводились между обществами слабовидящих. И я с первой же попытки стал третьим по Украине. Так все и началось.

Потом входил в сборную СССР, бросал спорт, снова возвращался... В 1991 году на чемпионате Европы с мировым рекордом выиграл диск. Но развалился Советский Союз и на Паралимпиаду-92 в состав команды СНГ не взяли ни одного человека из Украины. Инваспорт в стране оказался в загоне. Я забросил тренировки до 1995 года. Пока не услышал, что наконец-то начинается формирование отдельной сборной. Опять стал работать, завоевал право поехать в Атланту. И выиграв там ядро, стал первым паралимпийским чемпионом независимой Украины, причем случилось это в День Независимости — 24 августа. Тогда в Атланте у нас было всего семь медалей, из которых только одна "золотая" — моя.

— В Пекине вы тоже "золото" выиграли, но в диске...
— Честно говоря, я рассчитывал на две победы. 13 сентября я отметал свой "золотой" диск, а через три дня должен был толкать ядро. И вот накануне ни с того ни с сего — температура 39,5. Горло болело так, что я не то, чтобы пить — дышал с трудом. В Пекине жара такая была, что я все время холодную воду пил — может, оттого и температура. Когда спортсмен на пике формы, у него иммунитет ослабленный, все болячки пристают. Мы со своим доктором пошли к врачам олимпийской деревни, оттуда позвонили в антидопинговое агенство, предупредили, что будут внутривенно делать уколы, давать антибиотики. Вопрос вообще стоял о том, чтобы снять меня с соревнований. В общем меня так нашпиговали антибиотиками, что на старте постоянно бросало то в жар, то в холод. Слава Богу, что к старту спали боли с правой стороны шеи, а то я бы вообще ядро приложить не смог.

— Как удается человеку с проблемами зрения метать диск именно в нужном направлении, а не в защитные ограждения?
— Это приходит с опытом. Появляется чувство момента, когда нужно отпускать диск. Хотя раз на раз не приходится. Вот и на этой Паралимпиаде были случаи, когда атлеты в защиту диск запускали.

Из-за проблем со здоровьем мы не можем тренироваться так же как здоровый атлет. Мне, например, противопоказаны некоторые упражнения, резкие наклоны. Запрещено поднимать тяжелый вес, чтобы исключить нагрузку на сосуды в голове. У меня и так слабое зрение, и я не хочу потерять его полностью. Когда фотографируюсь, всегда одеваю темные очки, чтобы вспышка не повредила.

— Что слышно по поводу премиальных за медали?
— Пока еще ничего не получили. Говорят, вознаграждения не будут ничем отличаться от сумм за олимпийские награды — 700 тысяч гривен за "золото", 500 тысяч — за "серебро", 350 тысяч — за "бронзу". За медали Атланты-96, к примеру, нам выплачивали половину от тех денег, которые давали олимпийцам, соответственно 25, 15 и 10 тысяч гривен.

— Как собираетесь использовать премиальные?
— Поверьте, их есть на что потратить: и родственникам помочь, и ремонт сделать.

— Что купили себе в Пекине?
— Там есть такой, можно сказать, "русский базар", где почти все продавцы свободно владеют русским языком. Хотелось приобрести удобный для меня мобильный телефон. Вот, выбрал один — на две сим-карточки, с радиоантенной, большим цветным экраном. Мог бы теперь телевизор в маршрутке смотреть, правда, с моим зрением приходится только слушать. В Украину эту модель еще не завозили, а в Пекине мне телефон обошелся в 135 долларов.

— Как зрители реагировали на соревнования паралимпийцев?
— На открытии и закрытии стадион был битком забит, а во время соревнований 95-тысячник заполнялся не меньше чем на семьдесят процентов. На прошлых Паралимпиадах такого интереса не было. Бывало каких-то пионеров приглашали на соревнования, чтобы как-то поддержать спортсменов. А вот в Китае, наоборот, поддержка была сильнейшая!

"ЧЕМПИОН КАКИХ-ТО ТАМ ИГР — ДЕЛО ВТОРОЕ"

Заслуженный мастер спорта, награжден орденом "За мужество" III степени.

Четырехкратный призер Паралимпийских игр среди спортсменов с проблемами зрения: 1996 (толкание ядра — "золото", метание диска — "серебро"), 2008 (метание диска — "золото", толкание удра — "бронза"). Дважды устанавливал мировые рекорды (в 1991 и 1998). Личный рекорд: ядро — 15,20 м, диск — 47,45 м.

Сейчас живет и тренируется в Броварах. Воспитывает восьмилетнюю дочь Евгению. О матери Жени рассказывать не хочет: "Не сошлись характерами" — и все. "Дочка, конечно, гордится, что ее папа — чемпион, но, я думаю, что она еще не полностью понимает все масштабы этих побед, — считает Лищинский. — Ей главное, что у нее есть папа, а то, что он чемпион каких-то там Игр — дело второе".

Александр Музыка



Авторизация

Вход
Регистрация
Создать лендинг пейдж