Охотники за квадратными метрами особенно активны в сложные для экономики страны периоды, когда финансовый кризис отбирает работу и срочно нужны деньги. Мишенью для аферистов становятся, как правило, одинокие люди -пенсионеры или женщины с маленькими детьми.
Четыре перепродажи за год
ДВЕНАДЦАТЬ лет назад 40-летняя Наталья Мазненко, коренная киевлянка, купила гостинку на улице Доброхотова за 6,5 тыс. долл. От прежнего хозяина-выпивохи квартира досталась женщине, как после пожара. Пришлось сразу же сделать капитальный ремонт. В 2004 году Мазненко получила повестку из Святошинского райсуда Киева. На ее квартиру предъявил претензии сын бывшего хозяина, ныне уже покойного Яковлева. Наталья пошла в суд и объяснила судье, что купила гостинку законно. А через пару месяцев к женщине пришли судебные исполнители во главе с участковым и силком выкинули Наталью и ее сына из квартиры.
- Дома остались все вещи, мебель, холодильник, телевизор, - плачет Мазненко. - Я даже паспорт не забрала. Сын учил уроки, когда в дом ворвалась милиция.
Сегодня Наталья с сыном снимают квартиру. Домой за восемь лет попасть так и не смогли. Новые хозяева гос-тинки пустили квартирантов.
Сдают жилье студентам вместе с Наташиной мебелью, телевизором и холодильником. Иск к Наталье предъявил киевлянин Игорь Яковлев. Оказывается, его отец двенадцать лет тому назад продал квартиру на Доброхотова квартирным аферистам. После Яковлева-старшего гостинку продали за год четыре раза. Мазненко была четвертым покупателем квартиры. На суде Яковлев предоставил справку, что его отец, когда продавал квартиру, был алкоголиком и не мог отвечать за свои действия. Мол, квартира была продана без согласия владельца, поэтому должна быть возвращена семье Яковлевых.
- Я знал Яковлева, - рассказывает сосед Мазненко по Доброхотова Василий Анатольевич. - Он за гостинку получил комнату в общей и доплату. Нормальный мужик был. А деньги взял и запил.
За восемь лет судебной тяжбы Наталья трижды выигрывала Апелляционные суды и трижды после отмены приговора райсуд вновь присуждал ее жилье Яковлевым. В результате Верховный суд Украины лишил адвокатов Мазненко права обжаловать решение райсуда.
- В этом деле проиграно все, - объяснили адвокаты Наталье. - По закону, если жилье продано против воли владельца, оно должно быть возвращено. Нужно было продать гостинку сразу же, когда стало известно, что жилье «паленое».
Сюрприз для дочери...
У 59-ЛЕТНЕЙ киевлянки Лилии Лисеевой диагноз шизофрения. Жила женщина одна в однокомнатной квартире по улице Соломенской. Муж ее бросил, а взрослая дочь живет отдельно. В прошлом году летом женщина взяла квартиранта 40-летнего Сеидова На-миг Амирхан Оглы. Квартирант убедил Лисееву продать квартиру. Дочке попросил ничего не говорить. Мол, вырученные деньги будут для нее сюрпризом.
- Никогда не думала, что мама не скажет мне о продаже квартиры, - вздыхает 38-летняя дочь Лисеевой Ольга. - В результате за квартиру, которая стоит 150 тысяч долларов, не получили ни копейки.
28 августа Сеидов оформил у частного нотариуса Светланы Гриценко доверенность от имени Лисеевой на продажу жилья. Документы на право собственности на квартиру хранились у дочери, поэтому Сеидов сделал и заверил у того же нотариуса дубликаты. За месяц Лилии Борисовне выдали новый паспорт, потому что настоящий тоже был у дочки.
Лилия Лисеева страдает душевной болезнью. Ее уговорили продать квартиру, чтобы сделать сюрприз дочери.
В конце октября квартиру продали киевлянину Вячеславу Зубу. Деньги забрал Сеидов. Правда, выдал Лилии Борисовне долговую расписку, которую потом тоже отобрал. Зуб выбил двери в квартире и заменил на бронированные. Мебель и вещи Лисеевой выкинул. Квартиру хотел перепродать.
- Милиционеры Соломен-ского райотдела Киева отказались открывать уголовное дело против квартирных мошенников, - возмущается Ольга Лисеева. - Мол, Сеидова не нашли, а в действиях Зуба «не нашлось» состава преступления. Говорят, за пару лет Зуб перепродал более 30 «криминальных» квартир.
Сеидов время от времени звонит Ольге, грозит убить, если не откажется бороться за квартиру. Дочери Лисеевой удалось получить решение Соло-менского райсуда об аресте маминой квартиры. Но признать недействительным договор покупки-продажи квартиры суд не может, так как Вячеслав Зуб не приходит на заседания.
Елена ТАЛАЕВА
КОМПЕТЕНТНО
Александр Плахотнюк, адвокат, Киев
Случаи квартирного мошенничества в столице нередки. У адвоката, ведущего уголовные дела, да и гражданские иски, работы хватает.
По гостинке на Доброхотова в апреле 2000 года была осуждена преступная группировка четырех квартирных мошенников, которые обманывали стариков и отнимали у них жилье. Мошенники уговаривали пожилых людей продать жилье, пообещав хорошие деньги. Старики оформляли доверенности на продажу квартиры на частного нотариуса Лидию Русанову. Но деньги за проданное жилье старики не получали. Правда, Яковлеву все же была куплена комната в общей квартире.
Странно, что в деле не фигурирует нотариус, хотя его ответственность в данном уголовном деле очевидна. Я знаю, в Одессе в этом году по решению одного из районных судов, частный нотариус вернул деньги покупателям квартиры за заверенные им фальшивые правоустанавливающие документы на жилье.
Широко распространена и схема продажи жилья одиноких людей по поддельным документам, в частности - по фальшивым паспортам. Мошенникам по копиям документов на право собственности на жилье одну и ту же квартиру удается продать до пяти раз. К сожалению, работники милиции не выясняют, как уже в проданные квартиры попадают брокеры и как им удается показывать жилье потенциальным покупателям.
К сожалению, бывают и случаи, когда дарственная на жилье одинокого старика всплывает сразу же после его смерти. Оказывается, одинокий пожилой человек за три дня до смерти отписал свое жилье в столице... участковому инспектору.
Мошенники пользуются доверчивостью одиноких людей и предлагают им подписать якобы договор на пожизненное содержание. На самом деле старичок подписывает дарственную на свое жилье...
Владимир Полищук,
руководитель пресс-службы Главного управления милиции Киева:
Сегодня в производстве у следователей киевской милиции около ста дел о квартирном мошенничестве. Впрочем, не все дела будут квалифицированы как уголовные. Думаю, процентов восемьдесят дел все же регулируются гражданско-правовыми отношениями. Милиция рассматривает только те дела относительно квартирных мошенников, в которых к продавцу квартиры было применено насилие. Если же человека, скажем, не вывозили в лес, не били и не заставляли насильно продать квартиру, но все же обманули, следует нанимать адвоката и обращаться в суд.
Кстати, от квартирного мошенничества пострадали и мои родители. Они купили двухкомнатную квартиру в Киеве. Продавец жилья предъявила генеральную доверенность от своей престарелой сестры на право распоряжения недвижимостью. А через полтора года из Голландии приехала дочь владелицы
квартиры. Оказывается, та умерла, а ее сестра при продаже жилья скрыла этот факт. Соответственно, дочь вступила в права наследования недвижимости после смерти своей матери.
Девушка подала иск к моим родителям. Все же, действия ее тетки можно было квалифицировать как уголовно наказуемое деяние, т.е. мошенничество. Ведь продавец квартиры сознательно не поставила в известность покупателя о смерти владелицы квартиры и о том, что у нее есть дочь. Женщина ухаживала за тяжелобольной сестрой и та выдала ей доверенность. Дочь же даже не знала о смерти матери.
Мне удалось уговорить девушку пойти на мировую. Ее тетка продала квартиру в Киеве и купила в Броварах. Разницу отдала племяннице и та отказалась от иска.
Так что при продаже-покупке квартиры будьте внимательны, особенно, если жилье продают по доверенности.
http://aif.ua/articles/article.aspx?IssueId=467&ArticleId=6277